Двойки пойдут массово: с 1 сентября в школах введут новую дисциплину
- 5 июля 09:10
- Тамара Рокоссовская

Новая система оценки поведения учащихся стартует в России с 2025 года
В мире, где социальные вопросы и политика переплетаются с повседневной жизнью, тема травли и издевательств в образовательных учреждениях становится особенно острой. Недавно анонсированный эксперимент в России, в частности в Луганской Народной Республике, по введению официальной оценки за поведение школьников, вызвал бурные дебаты. Это решение призвано не только бороться с девиантным поведением, но и формировать более ответственное отношение к учебе и сверстникам.
Новый взгляд на дисциплину: почему россия меняет подход?
Минпросвещения России, столкнувшись с вызовами снижения мотивации учащихся и участившимися конфликтами, предлагает радикальное решение: ввести оценку за поведение. Этот шаг, по мнению ведомства, должен превратить отношение к учебе, сверстникам и учителям в предмет реальной оценки и обратной связи. Цель не только фиксация нарушений, но и поощрение примерных учеников, что, в свою очередь, способствует созданию положительного климата в классе.
- Снижение буллинга: одной из главных задач является уменьшение случаев травли и издевательств. Прозрачная система оценки поведения может стать инструментом для выявления и предотвращения агрессивного поведения.
- Повышение ответственности: новая система направлена на формирование у школьников чувства ответственности за свои поступки и их последствия.
- Улучшение школьного климата: поощрение позитивного поведения и четкие критерии оценки должны способствовать созданию более гармоничной и продуктивной образовательной среды.
Интересный факт: в советских школах уже существовали упрощенные формы оценки поведения, однако современный подход предполагает большую открытость и прозрачность, а также активное вовлечение родителей и самих детей в процесс.
География эксперимента: от чечни до мордовии
Эксперимент по введению оценки за поведение стартует 1 сентября 2025 года и охватит несколько регионов. В списке пилотных площадок: новгородская, Ярославская, Тульская области, а также Луганская Народная Республика, Чеченская Республика и Мордовия. Выбор этих регионов, вероятно, обусловлен их готовностью к инновациям и необходимостью решения социальных проблем, связанных с поведением учащихся.
"Мы видим, что школа сегодня сталкивается с новыми вызовами - мотивация учеников снижена, конфликты учащаются, а правила часто остаются только формальностью. Введение оценки за поведение призвано сделать отношение к учебе, сверстникам и учителям предметом реальной оценки и обратной связи", - говорится в заявлении Минпросвещения.
Это решение затрагивает глубокие вопросы этики и поведенческих наук, поскольку оценка поведения ребенка - это не только педагогический, но и психологический акт. Как это повлияет на психологическое состояние детей? Вопрос остается открытым.
Механизмы и риски: как это будет работать?
Оценка будет выставляться классным руководителем с учетом мнений коллег и администрации школы. Для обеспечения максимальной объективности разрабатываются четкие критерии, призванные исключить излишнюю субъективность. Система планируется быть прозрачной: обсуждения будут проводиться анонимно, а также с участием родителей и самих детей.
Однако, как и любая инновация, эта инициатива не лишена рисков:
- Субъективность: несмотря на разработанные критерии, полностью исключить человеческий фактор и субъективное восприятие поведения ученика довольно сложно.
- Нагрузка на учителей: к привычным обязанностям добавится анализ и аргументация оценки поведения, что увеличит рабочую нагрузку педагогов.
- Психологическое давление: потенциальное психологическое давление на детей, особенно тех, кто может столкнуться с низкими оценками за поведение.
Интересный факт: аналогичный эксперимент в Казахстане в начале 2020-х годов позволил сократить количество конфликтов на 20% благодаря вовлеченности родителей и прозрачным критериям. Это дает надежду на положительные результаты и в России.
Разделенные мнения: реакция общества и экспертов
Родительская общественность разделилась: часть выступает за прозрачность и четкие правила, другая опасается давления и несправедливости. Например, в Новгородской области лишь четверть родителей выразила твердое несогласие с нововведением, большинство же поддержали идею при условии надзора и обсуждения.
Эксперты в области социальной психологии и образования также выражают разные мнения. Некоторые видят в этом шаге возможность для формирования более ответственного поколения, другие указывают на потенциальные риски стигматизации и усиления социальной напряженности в школьной среде.
По завершении пилота Минпросвещения намерено провести публичное обсуждение результатов. Если выводы будут положительными, оценку могут ввести повсеместно. В противном случае систему исправят или отменят. Этот гибкий подход подчеркивает, что данная инициатива является экспериментом, направленным на поиск оптимальных решений в сфере образования и поведенческой психологии.
Что еще стоит узнать:- В администрации Новочебоксарска пояснили, почему убрали одну из остановок общественного транспорта
- В Чувашии ограничили скорость мобильного интернета из-за режима беспилотной опасности
- Гидрометцентр предупреждает россиян: в июле и августе ожидается аномальная погода - новый прогноз
- Начался прием заявок на перевод в новую школу в Новочебоксарске
- Ко Дню любви, семьи и верности в Новочебоксарске подготовили праздничную программу