Верховный суд раз и навсегда решил спор: когда водитель может ехать на зебре - большинство не знает правду
- 8 августа 10:15
- Тамара Рокоссовская

Приоритет пешехода на дороге как основа безопасности дорожного движения
Безопасность на пешеходных переходах базируется на безусловном приоритете пешехода. Водители обязаны уступать дорогу всем, кроме спецтранспорта с включенными сиренами и маячками. Нарушение этого правила влечет штраф от 1500 до 2500 рублей согласно статье 12.18 КоАП РФ. Сумма зависит от того, является ли это первым или повторным нарушением в течение года.
Сложности возникают на многополосных дорогах, когда неясно, может ли водитель продолжать движение, если пешеход уже почти перешел дорогу. На узких дорогах водитель ждет полного освобождения проезжей части. Однако на широких переходах трактовка понятия "уступить дорогу" часто вызывала споры.
Верховный Суд прояснил это правило: "уступить дорогу" означает не вынуждать пешехода менять скорость или направление движения. Если водитель начинает движение, и пешеход при этом не меняет шаг, не останавливается и не отклоняется, то нарушения нет. Важно учитывать также психологическую реакцию пешехода. Например, "пешеходная паника" возникает, если водитель начинает движение слишком рано. Если действия водителя вызывают у пешехода испуг, заставляют резко остановиться или отпрянуть, инспектор ГИБДД имеет право квалифицировать это как нарушение и выписать штраф.
Справочно: предсказуемость поведения на дороге значительно снижает вероятность ДТП. Именно поэтому водителям рекомендуется избегать резких маневров вблизи пешеходов.
Водитель полностью ответственен за безопасность своего маневра, поскольку управляет источником повышенной опасности. Верховный Суд подчеркнул необходимость индивидуальной оценки каждого случая. Пешеходы ведут себя по-разному: одни переходят дорогу быстро, другие - медленно. Дополнительные факторы, такие как плохая видимость (дождь, туман, темнота) и сложная дорожная обстановка, также влияют на безопасность. Судьи указали, что окончательное решение должно основываться на объективности: создавал ли маневр реальную угрозу или дискомфорт.
Для водителей есть практические рекомендации, которые помогают избежать штрафов и обеспечить безопасность:
Как отметил автоюрист Олег Смирнов:
"Водитель должен не просто физически остановиться, но и убедиться, что его действия не создают психологического дискомфорта для пешехода. Это ключевой момент, на который обращает внимание Верховный Суд".
Высшая судебная инстанция чётко установила: приоритет пешехода должен быть реальным и обеспечивать его безопасность. Соблюдение этого принципа не только позволяет избежать штрафов, но и, что более важно, способствует сохранению жизни и здоровья людей на дороге.
- ГАИ поставили точку: до какого возраста можно водить машину — пенсионерам назвали настоящие ограничения
- В Чувашии разыскивают пропавшего 21-летнего Илью Бычкова
- Новая школа Новочебоксарска готовится принять учеников
- В Новочебоксарске у детской поликлиники собрался паровозик из троллейбуса, автобуса и легковушки
- Определились все участники выборов главы Чувашии