Тормозить со сцеплением или без: критические ошибки, которые совершают даже опытные водители
- 15 августа 13:00
- Тамара Рокоссовская

Правильные техники торможения для безопасного вождения
Среди водителей распространено заблуждение относительно необходимости выжимания сцепления во время торможения. Ошибки в этом вопросе негативно влияют на износ автомобиля, снижают безопасность и могут привести к авариям. Различные методы обучения в автошколах часто сбивают с толку: некоторые инструкторы рекомендуют всегда выжимать сцепление, чтобы избежать остановки двигателя, особенно при движении на низких скоростях на автодроме. Однако перенос этой привычки в условия городского движения некорректен.
В большинстве случаев выжимание сцепления при торможении не только бесполезно, но и вредно. Например, при снижении скорости с 70 до 50 км/ч достаточно плавно нажать на педаль тормоза. Двигатель при этом помогает торможению, снижая нагрузку на тормозные колодки. Автомобиль сохраняет стабильность, что особенно важно на скользких дорогах. При выжимании сцепления машина движется накатом, теряя связь с двигателем, что ухудшает управляемость. На скользкой поверхности это увеличивает риск заноса и удлиняет тормозной путь. Колеса блокируются быстрее, антиблокировочная система (ABS) работает менее эффективно, и водитель теряет возможность быстро ускориться для выравнивания автомобиля. Кроме того, торможение двигателем снижает расход топлива, поскольку подача топлива прекращается.
Выжимание сцепления оправдано в строго определенных ситуациях. При полной остановке, например, перед светофором или в пробке, сначала необходимо нажать на тормоз для максимально быстрого замедления, а затем выжать сцепление, чтобы двигатель не заглох. Если сцепление выжать первым, автомобиль будет катиться по инерции, что значительно удлинит тормозной путь. В условиях пробки на низкой скорости допустим кратковременный накат с выжатым сцеплением, если сразу планируется продолжение движения. При длительной остановке (более 10 секунд) рекомендуется переключиться на нейтральную передачу. Долгое удержание сцепления в выжатом положении ускоряет износ выжимного подшипника.
Сергей Смирнов, эксперт по безопасности дорожного движения, подчеркивает: "Главный принцип - сцепление необходимо лишь тогда, когда есть риск остановки двигателя. В остальных случаях это снижает контроль над автомобилем".
Рациональное торможение предусматривает соблюдение нескольких правил:
- При простом снижении скорости используйте только педаль тормоза.
- При полной остановке сначала нажмите на тормоз, затем выжмите сцепление.
- На скользкой дороге избегайте выжимания сцепления, используйте только плавное торможение.
- В пробке применяйте кратковременный накат или нейтральную передачу.
Освоение этих правил сделает вождение более безопасным и эффективным.
- Школа на Чукотке соединила учительницу-эвенку и строителя-лесничего из Новочебоксарска
- В Чувашии ввели новые ограничения на продажу алкоголя
- Суд обязал подрядчика вернуть городу миллионы за незаконный ремонт улицы в Новочебоксарске
- Новочебоксарцы получили возможность за два месяца научиться собирать БПЛА
- Инсульт нагрянет в самый неожиданный момент — запомните 9 правил, чтобы он никогда не пришел