Магнит обновил правила для ценников: не доверяйте тому, что указано
Магазины вводят россиян в заблуждение новыми ценниковыми схемами
Российские ритейлеры применяют новую тактику ценообразования. Она заключается в указании на ценниках стоимости за 100 граммов товара, имеющего фиксированный вес, вместо полной стоимости упаковки. Это вынуждает покупателей самостоятельно высчитывать окончательную цену.
На проблему обратил внимание пользователь платформы "Пикабу". Он заметил, что, например, упаковка печенья весом 400 граммов может иметь на ценнике указание "59 ₽ за 100 г". При этом итоговая цена 236 ₽ либо отсутствует, либо указана очень мелким шрифтом. Такая ситуация характерна для товаров в запечатанных упаковках, где невозможно приобрести ровно 100 граммов.
Механизм обмана работает следующим образом: рядом с товаром, цена которого указана за 100 грамм, размещается похожий продукт с ценой за всю упаковку, но с незаметным указанием веса. Это запутывает покупателя и затрудняет быстрое сравнение цен, вынуждая использовать калькулятор или выполнять расчеты в уме.
Подобные практики вызывают сложности при покупке продуктов, особенно при формировании недельной корзины товаров, превращая обыденный шопинг в сложный математический квест. Фактически, это сопоставимо с продажей билетов в кино с ценой за 15 минут просмотра, хотя купить можно только весь сеанс.
Хотя формально закон не нарушается, потребители вводятся в заблуждение. Торговые сети оправдывают такую систему "удобством для сравнения". Депутат Госдумы направил жалобу в ФАС на эту практику.
Юристы подчеркивают, что основной принцип розничной торговли - это однозначное и понятное формирование цены. Цена должна быть полной и не оставлять места для домыслов или дополнительных вычислений со стороны покупателя. Такая непрозрачность подрывает доверие к торговле и создает среду, где бдительность потребителя постоянно проверяется на прочность. В случае выявления подобных нарушений, покупатели вправе обратиться в надзорные органы, например, в Роспотребнадзор. Зачастую, одной жалобы бывает достаточно для инициирования проверки и пресечения недобросовестной практики.
Еще в 2023 году в Госдуму был внесен законопроект "О честной цене", направленный на борьбу с подобными манипуляциями. В настоящее время документ дорабатывается с учетом новых схем обмана. ФАС и Роспотребнадзор получили запросы на проведение проверок торговых сетей, поскольку эта проблема затрагивает миллионы россиян.
Ритейлеры используют психологические особенности восприятия цен, чтобы затруднить их сравнение и стимулировать покупку более дорогих товаров. Эксперты отмечают, что, хотя подобные практики существуют в Европе, там они регулируются более строго. В России же магазины имеют больше свободы для экспериментов с форматами ценников.
Планируются поправки, обязывающие магазины указывать окончательную стоимость товара крупным шрифтом на всех упаковках с фиксированным весом. За нарушения предусмотрены штрафы от 100 тысяч до 1 миллиона рублей.
undefinedЧто еще стоит узнать: Троллейбусы маршрута № 60, соединяющего Чебоксары и Новочебоксарск, выходят на линию Новочебоксарского пенсионера обманули на три новых квартиры С августа в России изменятся правила для пенсионеров, подростков и пользователей мобильной связи Экс-глава Новочебоксарска выдвигается в депутаты Горсобрания Сегодня в Новочебоксарске снова заработает пункт здоровья